Работа с текстом - очень важная часть обучения. Если ребенок не умеет читать и понимать, то у него будут проблемы с учебой. Это знает каждый учитель. Но как организовать эту работу? Какие задания к текстам придумать?
Вот несколько интересных текстов и заданий к ним. Эту работу можно проводить в начале или в конце урока, выделив на нее 10-20 минут. Тексты взяты из учебников и пособий. Задания разработаны самостоятельно.
1. Задание на понимание главной мысли текста.
Текст
Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. (Дзен-буддистская притча).
Задания:
1) Определите тип речи текста. (Рассуждение)
2) Сформулируйте и запишите тезис. (Не в деньгах счастье)
3)Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? Заполните таблицу.
1 колонка: Можно купить за деньги. 2 колонка: Нельзя купить за деньги.
4) Проанализируйте информацию в обеих колонках и ответьте на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги? (В жизни важны здоровье, сон, аппетит, друзья, любовь, домашний очаг, радость, ум).
2. Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать и моделировать ее.
Текст
Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).
Задания:
1) Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам: "Внешний вид" (животик, крылышки, затылок, лобик, спинка, хвостик), "Прилет", "Гнездо", "Птенцы". Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).
2) Составьте кластер про зяблика на основе выписанных слов.
3) Перескажите текст с опорой на кластер.
3. Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.
Текст 1
Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!
Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.
Задания:
1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.
Название животного
Размер
Вес
Биение сердца
Сила звука
Место обитания
Причина места обитания
2) Напишите небольшой текст о синем ките, используя данные из таблицы. Ваш текст не обязательно должен быть похож на прочитанный.
Текст 2
Самое глубокое озеро в мире
Байкал - пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Оно расположено на высоте 465 метров и окружено горами. Это самое глубокое озеро в мире: его глубина 1620 метров. В нём самое большое количество пресной воды в мире! (В) него впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. На озере 27 островов. На зиму оно замерзает. В озере обитает 1800 видов животных и растений. На его берегах стоят два города: Слюдянка и Байкальск.
Задания:
1) Заполните таблицу, используя информацию из текста.
Что такое Байкал?
Место нахождения
Особенности расположения
Глубина
Ценность озера
Впадающие реки
Вытекающие реки
Острова
Состояние зимой
Животные и растения
Города, расположенные на берегах озера
2) Напишите изложение по тексту, используя только информацию из таблицы.
Текст 3
Городки
Четыреста лет уже в России играют в городки. Называлась эта игра по-разному: рюхи, чухи, городища, бабки, бочата...
Играть в городки может каждый. Срезаешь палку, нарезаешь берёзовых чурок и играй себе в удовольствие! Играть можно вдвоём, втроём или командами. Правила определяют сами игроки.
С расстояния в десять метров (или поменьше) выбиваешь из квадрата "города" фигуры. Фигуры состоят из пяти чурок (городков). Городки выбивают битами - деревянными палками. Всего фигур пятнадцать, но можешь начать и с нескольких. Если ты выбил из квадрата хоть одну чурку, остальные выбиваешь уже с половины расстояния. Каждый городошник совершает по два броска и уступает место следующему игроку. Когда все фигуры выбиты, ведётся подсчёт, сколько ударов потребовалось каждому городошнику для выбивания фигур из "города". Выигрывает тот, кто с меньшего числа ударов выбил городки.
Игра замечательно развивает выдержку, сообразительность, силу воли, меткость и твёрдость руки.
Задания:
1) О чем вы узнали из текста?
2) Переделайте заголовок в вопросительное предложение. (Как играть в городки?)
3) Составьте инструкцию: «Как играть в городки», используя слова-помощники.
Привожу текст получившейся инструкции (ученикам для помощи даются только выделенные слова)
1) Срезать палку, нарезать березовых чурок.
2) Разметить поле на 15 квадратов – «городов».
3) В города установить по пять чурок – «городков».
4) Выбивать городки деревянными битами с расстояния 10 метров.
5) Если игрок выбил хотя бы одну чурку, остальные он выбивает с половины расстояния.
6) Каждый городошник совершает по два удара, затем уступает место следующему игроку.
7) В конце игры подсчитать , сколько ударов потребовалось каждому городошнику.
8) Выигрывает тот , кто выбил городки с меньшего числа ударов.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".