Работа с текстом - очень важная часть обучения. Если ребенок не умеет читать и понимать, то у него будут проблемы с учебой. Это знает каждый учитель. Но как организовать эту работу? Какие задания к текстам придумать?

Вот несколько интересных текстов и заданий к ним. Эту работу можно проводить в начале или в конце урока, выделив на нее 10-20 минут. Тексты взяты из учебников и пособий. Задания разработаны самостоятельно.

1. Задание на понимание главной мысли текста.

Текст

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. (Дзен-буддистская притча).

Задания:

1) Определите тип речи текста. (Рассуждение)

2) Сформулируйте и запишите тезис. (Не в деньгах счастье)

3)Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? Заполните таблицу.

1 колонка: Можно купить за деньги. 2 колонка: Нельзя купить за деньги.

 
 
Работа по смысловому чтению: тексты и задания к ним
 

4) Проанализируйте информацию в обеих колонках и ответьте на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги? (В жизни важны здоровье, сон, аппетит, друзья, любовь, домашний очаг, радость, ум).

2. Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать и моделировать ее.

Текст

Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).

Задания:

1) Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам: "Внешний вид" (животик, крылышки, затылок, лобик, спинка, хвостик), "Прилет", "Гнездо", "Птенцы". Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).

2) Составьте кластер про зяблика на основе выписанных слов.

3) Перескажите текст с опорой на кластер.

 
 
Работа по смысловому чтению: тексты и задания к ним
 

3. Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.

Текст 1

Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!

Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.

Задания:

1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.

Название животного

Размер

Вес

Биение сердца

Сила звука

Место обитания

Причина места обитания

 
 
Работа по смысловому чтению: тексты и задания к ним
 

2) Напишите небольшой текст о синем ките, используя данные из таблицы. Ваш текст не обязательно должен быть похож на прочитанный.

Текст 2

Самое глубокое озеро в мире

Байкал - пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Оно расположено на высоте 465 метров и окружено горами. Это самое глубокое озеро в мире: его глубина 1620 метров. В нём самое большое количество пресной воды в мире! (В) него впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. На озере 27 островов. На зиму оно замерзает. В озере обитает 1800 видов животных и растений. На его берегах стоят два города: Слюдянка и Байкальск.

Задания:

1) Заполните таблицу, используя информацию из текста.

Что такое Байкал?

Место нахождения

Особенности расположения

Глубина

Ценность озера

Впадающие реки

Вытекающие реки

Острова

Состояние зимой

Животные и растения

Города, расположенные на берегах озера

 
 
Работа по смысловому чтению: тексты и задания к ним
 

2) Напишите изложение по тексту, используя только информацию из таблицы.

Текст 3

Городки

Четыреста лет уже в России играют в городки. Называлась эта игра по-разному: рюхи, чухи, городища, бабки, бочата...

Играть в городки может каждый. Срезаешь палку, нарезаешь берёзовых чурок и играй себе в удовольствие! Играть можно вдвоём, втроём или командами. Правила определяют сами игроки.

С расстояния в десять метров (или поменьше) выбиваешь из квадрата "города" фигуры. Фигуры состоят из пяти чурок (городков). Городки выбивают битами - деревянными палками. Всего фигур пятнадцать, но можешь начать и с нескольких. Если ты выбил из квадрата хоть одну чурку, остальные выбиваешь уже с половины расстояния. Каждый городошник совершает по два броска и уступает место следующему игроку. Когда все фигуры выбиты, ведётся подсчёт, сколько ударов потребовалось каждому городошнику для выбивания фигур из "города". Выигрывает тот, кто с меньшего числа ударов выбил городки.

Игра замечательно развивает выдержку, сообразительность, силу воли, меткость и твёрдость руки.

Задания:

1) О чем вы узнали из текста?

2) Переделайте заголовок в вопросительное предложение. (Как играть в городки?)

3) Составьте инструкцию: «Как играть в городки», используя слова-помощники.

Привожу текст получившейся инструкции (ученикам для помощи даются только выделенные слова)

1) Срезать палку, нарезать березовых чурок.

2) Разметить поле на 15 квадратов – «городов».

3) В города установить по пять чурок – «городков».

4) Выбивать городки деревянными битами с расстояния 10 метров.

5) Если игрок выбил хотя бы одну чурку, остальные он выбивает с половины расстояния.

6) Каждый городошник совершает по два удара, затем уступает место следующему игроку.

7) В конце игры подсчитать , сколько ударов потребовалось каждому городошнику.

8) Выигрывает тот , кто выбил городки с меньшего числа ударов.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".
© 2024. разработка сайта Гизатулин Э.С.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
СОГЛАСЕН